Хорошо в деревне летом

Хорошо в деревне летом 2

Фантастика

IMG 2921

Юность

IMG 0005

Лирика русского севера

IMG 4470

 Русская тема 1970е-1990е

Юрий Крохин| опубликовано в номере №1433, Февраль 1987 "Смена"

...Как-то в студенческие времена отправились мы. однокурсники, на вечер молодых поэтов в библиотеку имени Д.Фурманова. Первое, что бросилось в глаза. – картины, развешанные по стенам читального зала. Они поражали буйством красок, избыточностью фантазии.

Было это в конце шестидесятых годов, и я тогда не знал, что автор понравившихся мне работ – совсем еще молодой московский художник Николай Недбайло. для которого та встреча со зрителем была первой. В ту пору он еще только нащупывал свой путь в искусстве. За минувшие годы творчество Николая Недбайло претерпело значительные изменения. От прежней ассоциативности, подражательности. свойственной начинающим (думаю, не обошлось без влияния Н.Рериха, М. Чюрлениса. М. Нестерова), усложненности композиции наметилось очевидное стремление к простоте, строгой графичности. определенно выраженной мысли.

 

«Наивное искусство»

 

Недбайло Николай начал писать картины в стиле наивного искусства в конце 60-х. Эпизодически показывая их на своих выставках, часто слышал больше упреков и нелицеприятную критику в свой адрес, что он не художник, не умеет рисовать, что его люди с искаженными формами тела, глаза, как у рыб, ноги поставлены в разные стороны. Многое не нравилось зрителям.
Но однажды на его выставку пришел немолодой человек, ученый из научно-исследовательского института, посмотрел всю экспозицию, подошел к художнику, дал ему пятьсот рублей и сказал: Николай, вы прирожденный наивист. Я вижу, вы, работаете в различных стилях, еще находитесь в поисках своей собственной художественной манеры, я думаю, вам необходимо работать над совершенствованием собственной наивной живописи. Николай это запомнил и в дальнейшем пожелания ученого академика стали хорошим напутствием. Творческие поиски и находки в стиле наивного искусства только радовали его. Когда он написал картину «Наши гуляют», его мама художница Кашина Нина Васильевна, сказала:» Коля, это твоя лебединая песня в искусстве, это лучшее, что я когда либо видела. Теперь ты сможешь создавать шедевры живописи. И я думаю, современники это оценят». Мама не ошиблась. Николай написал немало картин в стиле наивного искусства, неоднократно показывал их на выставках. Вскоре он стал председателем секции наивного искусства при галерее Наивной живописи, почетным художником при галерее самодеятельного творчества «Сверчок». Под его руководством в 1997 году состоялась выставка «Сады Эдема» на Большой Грузинской д. 28, где было представлено 100 работ, 35 авторов работавших в этом направлении. Николай в эти годы был председателем секции художников-наивистов при Московском Союзе художников и Творческом союзе художников России.
В молодые годы Николай тщательно изучал историю мирового искусства, знал множество стилей и направлений в живописи. Он для себя выделил творчество грузинского художника Нико Пиросманишвили. Его картины были понятны и близки по мировосприятию. Ему нравились народные герои, открытые зрителю своей наивной простотой и сердечностью чувств, народным юмором.
Недбайло Николай, художник в четвертом поколении. Его дед и прадед по материнской линии были иконописцами, они расписывали храмы и писали иконы. Его происхождение от православных предков – иконописцев, так же сыграли немаловажную роль в творчестве. Николай считал, что народное искусство это неисчерпаемый кладезь мыслей, идей для творчества на все времена.
В 70-е годы Николай прочитал книгу Владимира Солоухина «Черные доски». Вскоре он познакомился с известным писателем. В это время еще шла активная борьба с религией. Хрущевские угрозы «похоронить последнего попа», очень сильно раскалывали общество на атеистов и тайно верующих, лишали народ части традиционной духовной многовековой культуры.. В целом ограничивали народ, его права на свободу совести и вероисповедания, право . свободно выбирать, иметь , распространять ;и отправлять религиозные культы ..Художникам запрещалось изображать храмы и все, что связано с христианской культурой. Николай много думал о том, что он наследник русского православного христианского рода не крещенный. Он чувствовал, что пришло его время. Осмысленно приняв решение, в 1977 году, он исповедался у известного священника, ученого, религиозного деятеля Анатолия Берестова и крестился. В дальнейшем духовное окормление в корне преобразило жизнь и творчество художника Недбайло Николая. Он написал цикл жанровых картин о русской деревне, русских людях, о традиционных народных ценностях, столетиями передававшихся из поколения в поколение, сохранившихся в неизменном виде и в наше время, в жизни русского народа. В наивной живописи художник использует многообразие приемов, из русской народной картинки и русского лубка, привнося свое собственное понимание в жанровую живопись 20 века.
Далее даны подробные исторические справки о наивной живописи и народном лубке.

 

Историческая справка.


Наивное искусство (англ. naive art) - одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-профессионалов
Наивизм - направление в искусстве, где произведения характеризуются искренней простотой в сюжете и технике исполнения. Наивность или по определению естественность предполагает искренность, непредвзятость в сюжетах, следовательно, по наитию, то есть естественно, интуитивно и бессознательно. В арсизме, понимание основ наивного искусства связано со стремлением человека к творческому самовыражению.
Суть творчества в непредсказуемости, в блистательных импровизациях, не загруженных культурно-социальными правилами и запретами творчества. В этом направлении возникли оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует идеальная наивная гармония между природой и человеком. Искусство сохраняет собственные цели и собственную методику. Это народное художественное творчество отличается самобытностью, ясностью выразительностью языка. Особый вид изображения очень прост, без теневых бросков, с обязательным упрощенным изображением людей, животных, предметов, с отсутствием линейной перспективы. Художники передают глубину с помощью разномасштабности фигур, особой организации форм и цветовых масс. Картины отличаются плоскостностью, упрощенностью предметов с ритмической повторяемостью знаковых символов. Обязательное активное использование локальных цветов, обобщенных форм, повышенная значимость контура, и простота технических приемов.
К художникам наивного искусства относят художников-самоучек и профессиональных художников, имитирующих стиль наивного искусства.
   Наивное искусство является нашим общим культурным явлением и наследием. Для сохранения работ наивного искусства созданы специальные музеи наивного искусства.. в России. Музей наивного искусства в Москве. Московский музей наивного искусства создан 23 июня 1998 года и является государственным учреждением культуры. Московский музей наивного искусства находится в ведении Комитета по культуре города Москвы Правительства Москвы. В российских музеях наивного искусства, хранится много картин художников наивного искусства.
В России творчество наивных художников как один из пластов современного отечественного искусства получило признание. совсем недавно, потому что о наивном искусстве в России. долгое время в России доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.
Русский российский художник-наивист, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил. Он живет своим отдельным миром, мало связанным с реальной художественной жизнью. Он не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Он не уверен в своей включенности в общий художественный процесс . Он самостоятельно ищет и находит новые средства выразительности, новые формы и приемы, не претендуя на роль лидера или первопроходца

История

Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран. Во Франции наивное искусство появилось в начале XX века. Прежде всего к нему относились картины Анри Руссо. Будучи почтовым служащим по профессии, он не получал специального образования. Тем не менее, его картины могли соперничать с работами профессиональных художников, за счет чувства и энергетики которые они несли.[1] В России оно оказало колоссальное влияние на художественный язык многих актуальных русских художников — то же самое произошло и в поэзии, когда концептуалист Пригов, а позже и радикал Немиров освоили эстетику «графоманского» письма. В качестве примеров можно назвать «наивные» картинки Митьков, лубочную эстетику работ Константина Звездочетова, «Черную выставку» Мартынчиков и пестрые лоскутные коллажи Иры Вальдрон (проект «Фак ю, Дантес»).
Наивное искусство всегда существовало в художественной практике различных стран и культур. В России, особенно в последние десятилетия, оно получило признание. Долгое время доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом часто упускалось из вида, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов.
Представители
К произведениям наивного искусства относят провинциальные портреты русских людей XVIII—XIX вв. неизвестных художников.
На рубеже XIX—XX вв. ярким представителем наивного искусства был французский художник Анри Руссо. В начале XX века в Грузии работал Нико Пиросмани.
В США — Бабушка Мозес.
На Украине — Мария Примаченко, Катерина Белокур, Олесь Семерня, Полина Райко
В Сербии и Хорватии активно развивалось наивное искусство, основанное на живописи на стекле, см. работы Ивана Генералича.
В 1980-е годы в России ведущими наивными художниками были Елена Волкова, Леонид Пурыгин, Селиванов, Майкова (баба Люба), Пластинин.
В 1990-е годы в России стали известны Катя Медведева, Павел Леонов, В. Романенков, М. Ржанников.
В 2000-е годы на сцену выходят Алевтина Пыжова, Сергей Заграевский, Александр Лобанов, Александр Белых, Валерий Ерёменко, Алёна Азёрная,
Коллекции[ В Германии крупнейшим собранием является музей Шарлотты Цандер. В музее Царицыно коллекцию наивного искусства собирал Помещиков. В Суздальском государственном музее-заповеднике есть большая коллекция наивного искусства. В Москве действует Музей Наивного искусства в Новогиреево. Велика роль частных коллекционеров. Музей наивного искусства А. Жаковского (Ницца, Франция

Историческая справка

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[1]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки[2].
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Картина супружеской любви» (фр. Tableau de l’amur conjual). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы»[4]. В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[5].
Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.
Цензура и запреты
Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».
Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».
Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.
В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

 

Сюжеты картин

 

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.
Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей.
В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).[6]
Типы лубков
• Духовно-религиозные — в византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
• Философские.
• Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Повесть о Ерше Ершовиче».
• Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
• Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
• Праздники — изображения святых.
• Конница — лубки с изображением всадников.
• Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.
Производство лубков
Гравёры назывались «фряжских[7] резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.
Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.
Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.
XIX век[
В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.
Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью.
И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[8].
В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн. экземпляров календарей, около 1,5 млн. картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн. картинок, литография Голышева — около 300 тыс. Простовиков, то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

 

У колодца. 1980-е годы.

Пейзаж с удивительной панорамой деревенских построек, закрывающих горизонт и желто-оранжевое небо. Огоньки в окнах каждой избы, весело подмигивают друг другу. Деревянные избы, с дымящими трубами, скученно, но органично расположены на рельефной местности. Избы словно плывут по заснеженной реке жизни. Вот она деревня с многоглавым собором в центре, и деревьями, укрытыми снегом, вот мой дом родной, говорит художник. Вот она гармония жизни человека и природы.

 

Дворник с собакой. 1980-е годы.

 

Монументальная фигура бородатого мужчины в шапке ушанке, в пальто и белым фартуком, с метлой и совком для мусора. Немаловажная деталь - валенки, подшитые и залатанные, говорят о бережливости этого человека. Он страж порядка, чистоты, тишины и покоя провинциального городка. Собака преданно смотрит на своего хозяина, она помощник хозяина. Так же всегда находится на страже. Пейзаж с фрагментами двух и трехэтажных домов, столб электропередачи с фонарем, с почтовым ящиком. Невысокие деревья у забора. Все это часть жизни и духовного мироощущения человека, живущего в провинции. Лицо дворника с улыбающимся глазом и ласковая собака, говорят о нехитрых радостях бытия людей, живущих в провинции традиционными человеческими ценностями.

 

Наши гуляют.

 

1980-е годы. Это гимн эпохе Брежневского социализма в СССР.
Картина написана в годы так называемого «Брежневского застоя», времена, когда деревенским жителям дали паспорта, начали платить пенсию, ( раньше деревенские жители работали за трудодни и палочки учета ). Для граждан СССР были введены восьми часовой рабочий день, законные отпуска. Работали гарантии социальной защищенности, бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, обеспечения бесплатным жильем. Многие достижения социалистического государства были реальными действенными и ощутимыми по сравнению с еще не забытыми голодными военными и скудными послевоенными годами. Поэтому в картине «Наши гуляют» 1970-1980-е годы, люди празднуют победу своего народного социалистического государства. Фоном этого народного праздника служит деревенский пейзаж, с собором. На волнистом рельефе, с мягкими плавными подъемами и спусками, расположились деревенские цветные домики. Они плотно, прижимаются друг к другу. Окна на разноцветных ярких фасадах, напоминают живую мимику. Это и удивление, и радость, и восторг. Перекликающиеся друг с другом дома, передают ощущение азарта и нескрываемых ярких эмоций . Они вместе плывут по волнам реки жизни. На первом плане в лодке сидят поющие и пьющие юноши и девушки. Они в одной лодке судьбы. Любопытная деталь на первом плане это три рыбы, полноценные участницы этого праздника, подпевающие веселому коллективу. Многоцветие колорита с яркими и сочными красками, усиливают ощущение заслуженного, стабильного праздника жизни русского народа в Союзе Советских Социалистических Республик.

 

Замечательные сумерки в марте.

 

1986 г. эпическая картина о жизни и традиционной многовековой культуре русского народа в русской деревне. Главным и ведущим в картине является пейзаж деревни. Скученно стоят, прижавшиеся друг к другу избы с огоньками в окнах домов. Дымящиеся трубы. Все это знаки интенсивной и полноценной жизни деревенского народа. Многоглавый собор и заснеженные деревья, завершают композицию деревенского пейзажа - монолита, закрывающего горизонт и небо желто- лимонного цвета.
На фоне этого пейзажа-монолита проходит неспешная повседневная жизнь простолюдинов всех возрастов. В центре патриарх, маленький кукольный старичок, сидящий на санях. Кукольная лошадка, тянущая сани с дровами и старичком. Навстречу идет семья, мужчина, женщина и ребенок. Одинокая фигура мужчины с пилой, продолжает движение в противоположную сторону. На первом плане в центре, три персонажа разных возрастов и социальных групп, приостанавливают это движение. И завершают всю композицию на первом плане, дворник с лопатой ( автопортрет художника) и женщина,( портрет его матери), которые символизируют хранителей благополучия, тишины, мира, покоя и счастья деревенских земляков .

 

В заимке.


1980-е годы. Глубокая философская картина об одиночестве и добровольном затворничестве, о поиске смысла жизни. Мужчина с пытливым взглядом, внимательно смотрит, налаживая диалог со зрителями. Кот, сидящий на плече, с человеческим взглядом, разделяет одиночество своего хозяина и его скромную трапезу, хлеб и чай. Художник в молодые годы задумывался о смысле жизни, часто писал картины-портреты одиноких мужчин, с печальными лицами, с глубокомысленными взглядами и мыслями к зрителю:». Кто мы, откуда пришли и куда идем?»

 

Беседа. 1970- годы.


Семейная идиллия в беседе, которую ведут двое мужчин, рассказывая друг другу истории, больше выдуманные, чем реальные. Общаясь за рюмкой домашнего крепкого напитка, и находясь в эйфории, они не замечают, рядом сидящую за столом женщину, с мечтательным взглядом, старика с трубкой, мальчика на печи, бабушку. Все слушают рассказчиков, но одновременно каждый пребывает в своем собственном мире мыслей, иллюзий. Все действие происходит в одной комнате деревенской избы. В ней находится русская печь, на которой лежит мальчик. Скамья, приставленная к печи, на которой сидит старик, и сушатся его валенки. Справа старушка, стоит у кровати и сундук, где хранятся ценные вещи этой семьи. Главная деталь, большой стол, накрытый белой скатертью с вышивкой, на столе деревенская еда. Художник оставляет дверь этой комнаты открытой в сени и на улицу. В сенях и на крыльце этой комнаты мирно расположились куры и петух. Они такие же участники этого семейного праздника. В картине «Беседа» Николай Недбайло показал органичную естественную жизнь русского человека. Простодушного, порой наивного и доверчивого , живущего в гармонии с традиционными духовными ценностями, особенностями бытового уклада жизни и культуры. Картина написана мастерски с использованием элементов самодеятельной народной картины, русского наивного искусства и народного лубка.

 

Хорошее натуральное хозяйство. 1980- е годы.

 

Картины Николая Недбайло в стиле наивизма самобытные по-русски, очень простые и наивные, блестящие по мастерству, наполненные глубокой философской мыслью. Они не имеют аналогов. Искусство Николая Недбайло было очень востребованным в советские годы, имели своего постоянного благодарного зрителя, ревностно следившего за творческими взлетами этого удивительного русского мастера.
В 2000-е годы, галерее Московского театра "Геликон-опера" открылась выставка Николая Недбайло. Одного из ярких представителей современной живописи ХХ века. Художника наивного искусства. Живописца, графика, иллюстратора, поэта. Любимого мастера советской творческой и научной интеллигенции.
Публику интересовали необычная манера письма и жанровое многообразие картин, рисунков мастера. Пейзажи с московскими двориками, и улицами крымской Ялты, панорамные виды Карелии, Байкала, Ангары, Закарпатья, пейзажи с черноморскими бушующими прибоями на берегах Ялты, Судака, Коктебеля. Многочисленные натюрморты с философским и мистическим наполнением образов. И. конечно, жанровые картины с деревенскими жителями и городскими провинциалами. Зритель увлеченно изучал удивительный мир художника, избравшего очень простую, на первый взгляд манеру, названную «Наивизмом». Одно из направлений искусства примитива XVIII— XX вв., включающих самодеятельные виды живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру,
Мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства, имело негативный смыл, Наивное искусство отличается простотой, и упрощенностью изобразительного языка, непосредственностью и простодушием образов. Умением художника быть честным с собой и миром. Сочетанием самобытной яркости, образной фантазии, свежести и искренности восприятия мира ..Художник передает трехмерность мира с помощью разномасштабности фигур, Организует особенные упрощенные, с некоей деформацией формы и цветовые локальные решения, повышает значимость контура предметов...В простоте форм, образов, техники исполнения; отчетливо видна глубина смыслов картин. Как правило, в строгости, сосредоточенности лиц героев, застывшей статики их силуэтов, техники живописи, чувствуется русская иконописная школа, подчас это органично перекликается с русским лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Особенная примета картин художника –наивиста это добросовестное воспроизведение главного и второстепенного, создание целостного образа, поражающего силой жизненной правды..Самобытная яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира, отличают работы мастера..
Недбайло Николай брал свои сюжеты из окружающей их жизни,. В результате чего возникли оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные образы. Композиции. .где господствует идеальная наивная гармония между природой и человеком. Жизнь в картинах это постоянный размеренный ритм, без потрясений и стрессов, «золотой век»,с гармонией и совершенством, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что в судьбе художника уже были потрясения. Пережитое долго не давало покоя.. Уводило от главного поиска смыла жизни. Только душевное равновесие – вот что было условием нормальной творческой жизни. и постоянной работы для художника Николая Недбайло..
• Николай Ндбайло органично впитал в свое творчество все имеющиеся достижения наивного искусства. Он кропотливо изучал картины грузинского художника Нико Пироманишвили, сербского мастера Ивана Генералича, русский лубок, и главное русскую иконопись. Его дедом и прадедом были художники –иконописцы, пермские богомазы.
• В 80-е годы он познакомился с советским писателем Владимиром Солоухиным, который написал книгу «Черные доски» В ней он повествуется о том, как во времена воинственного атеизма, хрущевского периода правления, в СССР, уничтожали бесценные иконы, взрывали храмы, Атеистическое воспитание было узаконенной нормой советского общества. Книга «Черные доски» пробудила сознание общества к изучению русской истории, увлекла к собирательству и коллекционированию работ старины, икон. .
• Появилось огромное движение ".пытливых путешественников и исследователей русской провинции, , страстных собирателей старины, одержимых идеей неразрывности, преемственности культуры, народности в его лучших, высочайших проявлениях. нравственности и патриотизма..
• В 37 лет, Недбайло Николай крестился. Стал увлеченно изучать русское народное искусство, иконную живопись, русское зодчество. Литературное творчество Николая Васильевича Гоголя, Федора Достаевского, книгу книг Библию. Песенное творчество Петра Лещенко. Поэзию Заболоцкого, Сергея Есенина. Для собственной домашней коллекции купил у жителей карельской провинции, . прялку, веретено, лапти, замки, ключи, подковы, и многое другое. Увлечение «наивизмом» в корне изменило творческую направленность. мастера. Он написал картины «Беседа»» «Наши гуляют»,»У колодца».»Весенние сумерки в марте»»Здравствуй Настя»,»Хорошее натуральное хозяйство» «Ну, чем я тебе, не пара.?» и другие. Серии жанровых графических композиций «Морозное утро»,»Вам письмо»,»Сенокос,» и многие другие. И обязательно внизу подпись: Картину писал Недбайло Николай, художник милостью Божьей.»
• Недбайло Николай пришел к славе художника-наивиста, будучи уже признанным, мастером в жанре фантастического пейзажа. Имел премии и почетные грамоты в СССР, и за рубежом. Участвовал в многочисленных тематических всесоюзных, международных выставках «Мир завтрашнего дня» На Западе он считается одним из лучших современных авторов, работавших в жанре наивной живописи. Известность Недбайло была такова, что его имя печатали в кроссвордах. Популярные журналы «Он», «Арт-флюгер», «Лайф», «Огонек». «Русская водка». «Русский дом» посвятили ему не одну статью. Особый интерес вызывала судьба Недбайло Николая во времена «Оттепели», с периода Международного Молодежного фестиваля студентов 1957 по 1966 год.
Когда страна отогревалась в лучах недолгой хрущевской оттепели, в 1964 он вошел в группу Самого Молодого Общества Гениев, СМОГа, объединившем художников и поэтов, противопоставивших авангардное искусство окружавшей их рутине соцреализма. Собираясь в районной библиотеке на Беговой, "молодые гении" устраивали выставки своих картин и читали стихи. Организованные в эпатажных традициях футуризма, их сходки привлекали жадное внимание к новой волне русского авангарда.
Николай выставлял свои картины в холлах конференц-залов в Академии Наук, научно-исследовательских институтах. Необычные по манере работы молодого автора со столь же необычной фамилией были настолько запоминающимися, что в короткое время Недбайло стал очень знаменит. И не только в России. Душой его картин стала русская провинция. Поэтическое обобщение фольклорных образов, бытового гротеска и озорного, по -лубочному праздничного мира русской сказки стало его коронным стилем.
Герои Недбайло - крестьяне и обыватели одноэтажных деревянных городков, живущие неспешной размеренной жизнью. Их досуг делится между прогулками и посиделками, и поскольку спешить в этом далеком от индустриализации и политики мире некуда, они часами могут рыбачить, мечтать, сидя у забора, наслаждаться, наблюдая драку петухов или горланить частушки под аккомпанемент деда-балалаечника. Кажется, для них остановилось время. Единственным элементом современной цивилизации, который художник "допустил" в свои работы, стало электричество, по вечерам зажигающее огни в почерневших от многолетней непогоды уютных деревянных домах.
Герои Недбайло по-крестьянски бережливы. Их валенки и локти рубах подшиты и залатаны. Улицы, по которым они ходят, чисто выметены, реки, по берегам которых они поставили свои дома - чисты и полноводны. Любимые герои художника переходят из картины в картину - это дворники Семен и Настя, дедушка Силантий. Искушения современной цивилизации оставляют незамутненным их мир. "..
Среди многочисленных выставок Николая Недбайло, которые состоялись в Доме Национальностей, Доме Дружбы Народов России , театре Советской Армии, состоялась , Выставка «Сады Эдема», в выставочном зале на Большой Грузинской улице, в доме 28, под руководством председателя Творческого союза художников Эдуарда Дробицкого. На выставке были представлены более 200- картин мастеров наивного искусства. !5 авторов интересно отобразили современность и показали свой неповторимый художественный мир. Картины Недбайло Николая выделялись смелостью, оригинальностью трактовки художественных образов ,запоминающейся новизной передачи традициооных сюжетов, пейзажей, натюрмортов, жанровых композиций. На выставке участвовали художники, Юрий Викторович Поляков, Татьяна Дмитриевна Еленок, Ольга Лобанова, Катя Деготь супруги Разумовы, Ксения Богемская и другие. Недбайло Николай был председателем секции «Наивного искусства» при Творческом Союзе художников.
Но вскоре грянул кризис. Дефолт 1998 года перекрыл живительный кислород, ввергнул на долго многих мастеров в нищенство и элементарное выживание. Но об этом будет отдельная статья.Картины Николая Недбайло находятся в музеях, частных коллекциях.

 

 

 

Ну чем тебе не пара

nu chem tebe ne para

 

Наши гуляют

Nashi gulyut 

Натуральное хозяйство

Naturalnoe hozystvo
 

 Беседа

Beseda

Дорога к храму 1980-е годы

Tmp06

 Рыбацкое счастье . 1970-е годы

rybackoe chastye

 Дворник Семен. 1970-е годы

Tmp07

 Любовь. 1970 –е годы

Tmp08

 Отчизна. Зимний пейзаж. 1975 г.

zimniy peyzag

Замечательные сумерки в марте

sumerki v marte

Поэт 1980-е годы

Tmp05

Хорошо в деревне летом

horosho v derevne letom 22

В заимке 1970 –е годы

Tmp04