Хорошо в деревне летом

Хорошо в деревне летом 2

Фантастика

IMG 2921

Юность

IMG 0005

Лирика русского севера

IMG 4470

         В галерее московского театра "Геликон-опера" открылась выставка Николая Недбайло, одного из ярких представителей современной  живописи ХХ века, художника  наивного искусства, живописца, графика, иллюстратора, поэта, любимого мастера советской творческой и научной интеллигенции СССР.

       Публику интересовали необычная манера письма и жанровое многообразие  картин и рисунков мастера. Пейзажи с московскими двориками и улицами крымской Ялты, панорамные виды Карелии, Байкала, Ангары, Закарпатья, пейзажи  с черноморскими бушующими прибоями  на берегах Ялты, Судака, Коктебеля. Многочисленные натюрморты с философским и мистическим наполнением образов. И, конечно, жанровые картины с деревенскими жителями и городскими провинциалами. Зритель увлеченно изучал удивительный мир художника, избравшего очень простую на первый взгляд манеру, названную «наивизмом». Это одно из направлений искусства примитива XVIII-XX вв., включающих самодеятельные виды: живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство и архитектуру,

    Мнение  о некоей «второстепенности» наивного  искусства имело негативный смыл. Наивное искусство отличается простотой и упрощенностью изобразительного языка, непосредственностью и простодушием образов, умением художника быть честным с собой и миром, сочетанием самобытной яркости, образной фантазии, свежести и искренности восприятия мира. Художник передает трехмерность мира с помощью разномасштабности фигур, организует особенные упрощенные, с некоей деформацией формы и цветовые локальные  решения, повышает  значимость контура предметов... В простоте форм, образов, техники исполнения отчетливо видна глубина смыслов  картин. Как правило, в строгости, сосредоточенности лиц героев, застывшей статики их силуэтов, техники живописи чувствуется русская иконописная школа. Подчас это органично перекликается с русским лубком. Лубочность проявляется, прежде всего, в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Особенная примета картин художника-наивиста – это добросовестное воспроизведение главного и второстепенного, создание целостного образа, поражающего силой жизненной  правды. Самобытная яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира отличают работы мастера.

 

    Николай Недбайло брал свои сюжеты из окружающей их жизни, в результате чего возникли оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные  образы и композиции, где господствует идеальная наивная гармония между природой и человеком. Жизнь в картинах – это постоянный размеренный ритм, без потрясений и  стрессов, «золотой век» с гармонией и совершенством, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что в судьбе художника  уже были потрясения, пережитое долго не давало покоя и уводило от главного поиска смысла жизни. Только душевное равновесие – вот что было условием нормальной творческой жизни и постоянной работы для художника Николая Недбайло.

    Николай Недбайло органично вписал в свое творчество все имеющиеся  достижения наивного искусства. Он кропотливо изучал картины груузинского художника Нико Пироманишвили, сербского мастера Ивана Генералича, русский лубок и главное, русскую иконопись. Его дедом и прадедом были художники-иконописцы, пермские богомазы.

В 80-е годы Николай Недбайло познакомился с советским писателем Владимиром  Солоухиным, который написал книгу «Черные доски». В ней повествуется о том, как во времена воинственного атеизма хрущевского периода правления в СССР уничтожали бесценные иконы, взрывали храмы. Атеистическое воспитание было узаконенной нормой советского общества. Книга «Черные доски» пробудила сознание общества к изучению русской истории, увлекла к собирательству и коллекционированию работ старины, икон.

Появилось огромное движение "пытливых путешественников и исследователей русской провинции, страстных собирателей старины, одержимых идеей неразрывности, преемственности культуры, народности в его лучших, высочайших проявлениях нравственности и патриотизма.

    В 37 лет Недбайло Николай крестился и стал увлеченно изучать русское народное искусство, иконную живопись, русское зодчество, литературное творчество Николая Васильевича Гоголя, Федора Достоевского, книгу книг Библию. Отдельный интерес был к песенному творчеству Петра Лещенко, поэзии Заболоцкого, Сергея Есенина. Для собственной домашней коллекции купил у жителей карельской провинции прялку, веретено, лапти, замки, ключи, подковы и многое другое. Увлечение «наивизмом» в корне изменило творческую направленность мастера. Он написал картины «Беседа», «Наши гуляют», «У колодца», «Весенние сумерки в марте», «Здравствуй, Настя», «Хорошее натуральное хозяйство», «Ну, чем я тебе не пара?» и другие. Серии жанровых графических композиций: «Морозное утро», «Вам письмо», «Сенокос» и многие другие. И обязательно внизу подпись: «Картину писал Недбайло Николай, художник милостью Божьей».

    Недбайло Николай пришел к славе художника-наивиста будучи уже признанным мастером в жанре фантастического пейзажа, имея премии и почетные грамоты в СССР и за рубежом.  Участвовал в многочисленных тематических всесоюзных, международных  выставках «Мир завтрашнего дня». На Западе он считается одним из лучших современных авторов, работающих в жанре наивной живописи. Известность Недбайло была такова, что его имя печатали в кроссвордах популярные журналы «Он», «Арт-флюгер», «Лайф», «Огонек», «Русская водка». «Русский дом» посвятил ему не одну статью. Особый интерес вызывала судьба Николая Недбайло во времена «оттепели», с периода Международного Молодежного фестиваля студентов с 1957 по 1966 год.

    Когда страна отогревалась в лучах недолгой хрущевской оттепели, в 1964 Николай Недбайло вошел в группу Самого Молодого Общества Гениев, СМОГа, объединившем художников и поэтов, противопоставивших авангардное искусство окружавшей их рутине соцреализма. Собираясь в районной библиотеке на Беговой, молодые «гении» устраивали выставки своих картин и читали стихи. Организованные в эпатажных традициях футуризма, их сходки привлекали жадное внимание к новой волне русского авангарда.

Николай выставлял свои картины в холлах конференц-залов в Академии Наук и научно-исследовательских институтах. Необычные по манере работы молодого автора со столь же необычной фамилией были настолько запоминающимися, что в короткое время Недбайло стал очень знаменит в России и за ее пределами. Душой его картин стала русская провинция. Поэтическое обобщение фольклорных образов, бытового гротеска и озорного, по-лубочному праздничного мира русской сказки стало его коронным стилем.

Герои Недбайло – крестьяне и обыватели одноэтажных деревянных городков, живущие неспешной размеренной жизнью. Их досуг делится между прогулками и посиделками, и поскольку спешить в этом далеком от индустриализации и политики мире некуда, они часами могут рыбачить, мечтать, сидя у забора, наслаждаться, наблюдая драку петухов или горланить частушки под аккомпанемент деда-балалаечника. Кажется, для них остановилось время. Единственным элементом современной цивилизации, который художник "допустил" в свои работы, стало электричество, по вечерам зажигающее огни в почерневших от многолетней непогоды уютных деревянных домиках.

    Герои Недбайло по-крестьянски бережливы. Их валенки и локти рубах подшиты и залатаны. Улицы, по которым они ходят, чисто выметены, реки, по берегам которых они поставили свои дома – чисты и полноводны. Любимые герои художника переходят из картины в картину – это дворники Семен и Настя, дедушка Силантий. Искушения современной цивилизации оставляют незамутненным их мир.

    Среди многочисленных выставок Николая Недбайло, которые состоялись в Доме Национальностей, Доме Дружбы Народов России, театре Советской Армии, состоялась выставка «Сады Эдема» в выставочном зале на Большой Грузинской улице в доме 28 под руководством  председателя Творческого союза художников Эдуарда Дробицкого. На выставке были представлены более двухсот картин мастеров наивного искусства. 15 авторов интересно отобразили современность и показали свой неповторимый художественный мир. Картины Николая Недбайло выделялись смелостью и оригинальностью трактовки художественных образов, запоминающейся новизной передачи традиционных сюжетов, пейзажей, натюрмортов, жанровых композиций. На выставке участвовали художники: Юрий Викторович Поляков, Татьяна Дмитриевна Еленок, Ольга Лобанова, Катя Деготь, супруги Разумовы, Ксения Богемская и другие. По итогам выставки Недбайло Николай был выбран председателем секции «Наивного искусства» при Творческом Союзе художников.

    Но вскоре грянул кризис. Дефолт 1998 года перекрыл живительный кислород, ввергнул надолго многих мастеров в нищенство и элементарное выживание. Но об этом будет отдельная статья. Картины Николая Недбайло находятся в музеях, частных коллекциях и в научных учреждениях в России и за рубежом.

 

IMG 0017IMG 0015 1